Итоговая проектная работа по вариативному модулю
«Методика учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на уроках технологии»

ТЕМА ИТОГОВОЙ ПРАКТИКО-ЗНАЧИМОЙ РАБОТЫ:

«Деловая игра «Дизайнер». Выполнение эскизов элементов интерьера (6 класс)»

 

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Конспект урока с планом проведения игры
  3. Заключение
  4. Список литературы
  5. Приложение

Пояснительная записка

Актуальность работы . Значение образования в жизни современного общества зримо возрастает. В последнее время именно качество обучения и воспитания все более определяет уровень развития стран, становится стратегической областью, обеспечивающей их безопасность и потенциал за счет подготовки подрастающего поколения. Центральными тенденциями обеспечения высокого уровня образования становятся ориентация на запросы обучающихся и создание оптимальных условий для их обучения и развития.

Анализ результатов международных тестирований показывает, что отечественная система обучения пока не обеспечивает достаточную готовность школьников к жизни. Просматривается явно выраженная академическая направленность обучения, но не уделяется должного внимания формированию практико-ориентированных знаний и умений.

Вхождение страны в мировое сообщество требует, не отказываясь от лучших традиций отечественной школы, усилить ее личностную и практическую направленность, повысить развивающий и творческий характер обучения. Перед современной школой стоит задача найти возможности воспитания творческой, активно действующей личности.

На наш взгляд, именно дизайн может взять на себя роль предмета, который воспитает активную личность, которая сможет жить и активно действовать в современном мире.

Дизайнерское образование в основной школе ориентировано, прежде всего, на воспитание духовного мира школьников, развитие их эмоционально-чувственной сферы, образного мышления и способности оценивать окружающий мир по законам красоты.

Однако следует учитывать, что возможности дизайна как школьного предмета не ограничиваются только лишь эстетическим развитием учащихся.

Изучение передового педагогического опыта, применение активных форм обучения разработка нестандартных подходов к формулировке и решению проблемы урока лежат в основе успешности любой педагогической деятельности. Задача педагога и классного руководителя обеспечить не только условия для успешного усвоения программного материала ребенком, но и для всестороннего развития его личности. Внимательное отношение к каждому учащемуся, понимание причин его поступков, знание его индивидуальных особенностей позволяет сделать процесс обучения и воспитания наиболее успешным. Возможности различных предметов в достижении этих целей различны, однако наиболее успешный результат может достигнуть учитель, рассматривающий свой предмет во взаимосвязи с остальными предметами и процессами протекающими в школе.

Деловая игра «Дизайнер»

Тема программы: Технология ведения дома.

Тема урока: Выполнение эскизов элементов интерьера. 6 класс

Цель игры:

  • развивать познавательный интерес, пространственное воображение, творческие способности учащихся;
  • формировать у учащихся положительные эмоции, связанные с результатом их деятельности;
  • воспитать трудолюбие, бережливость, предприимчивость.

Задача игры: обучение учащихся, умению принимать решения по разработке эскизов интерьера детской комнаты, декоративного оформление окна детской комнаты.

Оснащение: картон, альбом для рисования, плотная бумага, цветная бумага; цветные карандаши, краски, кожницы, кисть для клея, клей ПВА.

Участники: руководитель игры – учитель; «дизайнеры» - ученики.

Посмотреть/скачать полный текст документа.

 

Деловая игра «Дизайнер»

Методический паспорт

Темы учебных проектов:

  1. Мой бюджет.
  2. Праздничный ужин для семьи.
  3. Подарок к дню рождения.

Макет методического паспорта учебного проекта по технологии

Адресация

1. Тема: «Сувенирный автомобиль из древесины»

2. Цели: изучить технологию изготовления, сделать сувенир в школьной мастерской. Прививать художественный вкус и интерес к народным промыслам; формировать активную жизненную позицию, развивать мышление учащихся творческий подход к решению задач чувство композиции, художественно-эстэтическое воспитание ,повышать их культурный уровень.

dereviannaia mashinka

3. Задачи: закрепить навыки проектирования, определить требования к изделию, планировать работу, закрепить и расширить знания о цветовой гармонии, научить применять их на практике, повторить обобщить и расширить знания и умения обрабатывать древесину ручным инструментом и на станке.

4. Возраст учащихся (7класс)

5. Время работы над проектом 40 часов

6. Режим работы: кружок -5 часов в неделю.

Обеспечение

7. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение, информационное обеспечение: школьная мастерская оборудованная согласно общих требований с возможностью использования интернета.

8. Дополнительно привлекаемые :учитель технологии для изготовления заготовок

на круглопильном станке.

9. ЗУН и общеучебные навыки, необходимые учащимся для самостоятельной работы:

уметь пользоваться чертёжными и измерительными инструментами, пилить, сверлить, строгать, немного чертить, токарные навыки по дереву, думать правильно.

10. Специфические умения и навыки, необходимые учащимся для работы в проекте:

уметь пользоваться токарным станком по дереву, пользоваться интернетом, знать технику безопасности при обработке древесины.

11. Мотивация к работе: участвовать в выставке работ, получить новые знания,

сделать сувенир своими руками, который можно продать, подарить, оставить на память в школьном музее.

Предполагаемые приращения

12. Новое содержание по каждой теме

13. Новые практические приемы

14. Обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта

15. Развитие навыков:

— самостоятельной работы с:
источниками информации,
инструментами,
технологиями;

— самостоятельного принятия решений;

— коммуникативности:
в информационном обмене,
в ролевом взаимодействии;

— мыслительной деятельности при:
проектировании планировании,
анализе,
синтезе,
структурировании,
другое;

— самоанализа и рефлексии

16. Воспитание толерантности

17. Расширение кругозора

Статус учебного проекта

— Автор-разработчик

— Опыт использования (апробация)

— Степень распространения: № школ

Упражнение «Анализ пользователя» (В1)

Цель упражнения:

  1. Научится анализировать и оценивать изделия с точки зрения пользователя.
  2. Развивать мышление, воображение, научиться давать анализ изделиям.

Класс: 7 класс.

Материалы и оборудование: Бумага, карандаш, учебник, рабочая тетрадь.

Характер деятельности учащихся: индивидуально.

Все изделия создаются для того, чтобы сделать жизнь людей лучше. Наиболее эффективный способ понять, насколько изделие отвечает этой задаче, воспользоваться ими или увидеть, как используют другие люди. Для этого и существует анализ пользователя.

Ход работы

1. На доске написана тема урока «Виды теста». Учащимся предлагается ответить на вопрос:

  • какие приспособления и инструменты используют для замеса теста?
  • какие приспособления и инструменты используют для разделки теста?
  • какие приспособления и инструменты используют для выпечки теста?
  • какие приспособления и инструменты используют для отделки теста?

Все ответы фиксируются и обсуждаются.

2. После этого каждый обучающийся получает карточку с картинкой инструмента или приспособления для выпечки, разделки, замеса, отделки теста, например: миксер, скалка, противень, жарочный шкаф, форма для выпечки. Делает анализ и заполняет таблицу в тетради.

Название инструмента или приспособления Материал
(из чего сделан)
Какие выполняет функции. Форма Удобно ли им пользоваться

 

 

 

 

 

На выполнение этого упражнения каждому обучающемуся дается 5-10 минут. После этого можно сделать опрос или собрать работы. Это упражнение можно сделать в виде контрольной работы для закрепления пройденного материала по данной теме.

Упражнение: «Диаграмма Паучок» (Г2)

Цель упражнения:

Научится оценивать изделия, сравнивая различные мнения на основе использования диаграммы «Паучок».

Класс: 7 класс.

Материалы и оборудование: Бумага, карандаш, учебник, рабочая тетрадь, незаполненная диаграмма «Паучок», карточки с изображением видов десерта.

Характер деятельности учащихся: Группы по пять-шесть человек.

Различные люди по – разному оценивают качество того или иного изделия. Иногда бывает полезно сравнить несколько мнений. Используя диаграмму «Паучок», вы сможете это сделать и представить результаты в графической форме.

Этапы работы:

1. В начале урока обучающимся предлагается изучить материал и ответь на вопросы по теме «Десерты»: какие они бывают и их виды. На это задание дается 10-15 минут.

Все ответы фиксируются и обсуждаются.

2. Работа в группах.

  1. Класс разбивается на группы по 5-6 человек.
  2. Каждая группа получает карточку с каким-либо сладким изделием и незаполненную диаграмму «Паучок».
  3. Обучающиеся каждой группы должны определить параметры, важные для анализа данного изделия. Например такие как: вкус, цвет, внешний вид, структура, форма.
  4. Записывают на диаграмме «Паучок».
  5. После этого каждый член группы попробует дать анализ этого изделия.
  6. Все обучающиеся самостоятельно отметят свои выводы на диаграмме: 5 – наивысший балл, 1- низший балл. Каждый член команды возьмет карандаш своего цвета, чтобы соединить свои точки на диаграмме, тогда у каждого получится своя диаграмма.
  7. Обучающиеся обсуждают сходство и различие, есть ли совпадения, видна ли закономерность.
диаграмма

Заключение.

Цель проектной деятельности учащихся в рамках новых ФГОС : формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Метод проектов является базовой технологией реализации образовательных стандартов нового поколения, и потому каждый современный учитель в обязательном порядке должен овладеть этим педагогическим инструментом.

Такое значение проектному обучению придаётся в связи с тем, что в его режиме формируется инновационное поведение личности, подразумевающее готовность к разрешению проблем, технологическую готовность (понимание инструкции, четкое соблюдение алгоритма деятельности), готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию и другие актуальные компетенции.

Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Поэтому программа любого образовательного курса технологии ориентирована на данный вид деятельности.

При выполнении творческого проекта создаются предпосылки для формирования у учащихся активной творческой деятельности, развитие эстетического вкуса, образного мышления, пространственного воображения.

Все этапы проектирования требуют индивидуальной заинтересованности обучающихся, интеллектуальной подготовки, поиска материалов, инструментов, технологического выполнения.

Так у школьников возникает дополнительная заинтересованность в получении знаний ,необходимых для выполнения проекта.

Проектный метод обучения на современном этапе выступает основным звеном в организации творческой самостоятельной работы учащихся.

Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность учителю значительно расширить и раскрыть свой творческий потенциал, разнообразить формы проведения занятий, развить мотивационную сферу школьников. Подход к освоению учащимися технологии проектной деятельности оправдан и педагогически эффективен. Поэтому считаю, что нам, учителям технологии, необходимо углублять и расширять это направление в своей работе.

Упражнение: «Атрибутивный анализ» (В2)

Цель упражнения:

  1. Развивать творческое мышление на основе использования атрибутивного анализа.
  2. Развивать воображение, научиться давать анализ изделиям.

Класс: 7 класс.

Материалы и оборудование: Бумага, карандаш, учебник, рабочая тетрадь.

Характер деятельности учащихся: Группы по пять-шесть человек.

Все изделия постоянно совершенствуются, потому что появляются новые материалы, изменяется мода или рынок стремится к инновациям (морально устаревшие изделия не выдерживают конкуренцию).

Атрибутивный анализ – один из способов получения новых идей для усовершенствования изделия.

Этапы работы:

I. На доске написана тема урока «Виды теста». Учащимся предлагается ответить на вопрос:

  • какие мысли у вас возникают, когда вы видите надпись «Выпечка»?
  • какую выпечку получают из разного вида теста?
Все ответы фиксируются и обсуждаются.
диаграмма

II. Работа в группах.

Класс разбивается на группы по 5-6 человек, каждой из которых предлагается начертить заполнить таблицу по изделиям из различного вида теста. Для каждой группы дается свой вид теста: 1группа – бисквитное, 2 – дрожжевое; 3 группа – пресное; 4 группа – слоеное, 5 группа – заварное.

Атрибутивный анализ изделий из теста

Вкус Состав Форма Вид Структура Цена

 

 

 

 

 

 

5-10 минут каждая группа заполняет таблицу, записывая определения для каждой характеристики изделия.

Затем происходит совместное обсуждение, анализ собранной информации. Исходя из анализа изделий из разного вида теста, обучающиеся каждой группы выбирают какое изделие, они будут готовить.

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный столяр»

(стартовый уровень)
Возраст обучающихся: 10—18 лет
Срок реализации: 1год

Автор-составитель: Смольянин Сергей Васильевич

Учитель технологии

г. о. Мытищи, 2017 г.

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный столяр» имеет естественно-научную, социально-педагогическую направленность.

Актуальность программы применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Цель программы формирование целостного представления о техносфере, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;

• приобретение опыта разнообразной практической дея­тельности с техническими объектами, «опыта познания и са­мообразования;

• подготовка к осуществлению осознанного выбора инди­видуальной траектории последующего профессионального об­разования для труда в сфере промышленного производства.

 

Задачи:

Личностныеформирование общественной активности личности, гражданской позиции, патриотизма, коллективизма, культуры общения и поведения в социуме.

Метапредметныеразвитие мотивации к декаративно-прикладному творчеству, потребность в саморазвитии, самостоятельности, активности, аккуратности и т.п.

Образовательные (предметные) – (развитие познавательного интереса к новым технологиям обработки материалов, научить технологии художественно-прикладной обработки матери­алов различными видами инструментов. Разработке изделия с учетом прагматического назначения и эстетических свойств. Составлению рабочей документации. Освоению приемов выполнения основ­ных операций ручными инструментами.

Правилам безопасности труда при выполнении художественно-прикладных работ с древесиной.

 

Адресат программы учащиеся в возрасте от10 до 18 лет

Срок реализации программы – 1 год

Объем учебных часов - 144 ч.

 

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса образовательный процесс осуществляется в соответствии с индивидуальными учебными планами, сформированных в группы учащихся разных возрастных категорий. Занятия в объединении проводится по группам, индивидуально или всем составом объединения.

 

Режим занятий :

Занятия проводятся два раза в неделю по два академических часа с перерывом 15 минут,

 

Планируемый результат программы:

 

1. Столярка

Воспитанник должен знать: строение, признаки область применения древесных пород. Должен уметь: заготовить материал, определить влажность и подготовить его к сушке, а также уметь заделывать трещины и удалять сучки. Кроме того, воспитанник должен уметь аккуратно и правильно пользоваться столярным инструментом, выполнять столярные работы.

1.1. Резьба по дереву

Воспитанник должен уметь правильно пользоваться ножом-косячком, стамесками, а также должен уметь различать и выполнять контурную и геометрическую резьбу.

1.2. Выпиливать лобзиком

Воспитанник должен уметь подготавливать материал к выпиливанию, переводить рисунок, а также правильно пользоваться лобзиком.

1.3. Выжигание

Воспитанник должен уметь подготовить материал для выжигания, переводить рисунок, правильно и аккуратно пользоваться выжигателем и уметь выполнять простые (несложные) рисунки.

По окончании каждой темы проводятся выставки работ воспитанников. К концу учебного года каждый воспитанник должен изготовление изделия, в котором бы сочетались все виды обработки древесины, обозначенные в учебном плане.

Посмотреть/скачать полный текст документа.

Циклограмма проведения проектной недели

К началу проектной недели (утро понедельника) в вестибюле школы оформляется стенд "Проектная неделя", содержащий следующую информацию:

  • правила внутреннего распорядка в ходе проектной недели;
  • полный перечень проектов с указанием руководителей, консультантов, состава проектных групп, кабинетов школы для работы;
  • ежедневный лист "Места работы проектных групп" с информацией, где будет производиться работа участников каждой проектной группы;
  • график работы групп в компьютерном классе.

Понедельник

  • 8.00 - 8.15. Директор школы (зам. директора) проводит совещание руководителей проектных групп.
  • 8.30 - 15.30. Работа проектных групп. 1-й урок: установочные собрания, планирование работы над проектом. 2 - 7-й уроки: этап сбора информации (установочные лекции, экскурсии, работа в сети Internet). 8-й урок: обсуждение итогов работы за день, уборка кабинетов (ежедневно). Итог дня: подробный план работы над проектом.

Вторник

Оформление стенда "Пресс-центр проектной недели", который обновляется ежедневно.

  • 8.30 - 15.30. Работа проектных групп. Уточнение формы выхода проекта. Завершение этапа сбора информации; начало оформления выхода проекта. Итог дня: собранная информация по теме проекта.

Среда

  • 8.30 - 15.30. Работа проектных групп. Уточнение формы презентации проекта. Оформление выхода проекта; начало подготовки презентации. Итог дня: сценарий презентации проекта.

Четверг

  • 8.30 - 15.30. Работа проектных групп. Обсуждение, что крайне важно выполнить за оставшийся день. Окончательное оформление выхода проекта͵ подготовка презентации, генеральная репетиция.
  • 16.00. Совещание у директора (зам. директора); распределение проектов по секциям для зашиты, уточнение состава жюри. Итог дня: подготовленные продукты и презентация проекта.

Пятница

Информация о графике защиты проектов на стенде "Проектная неделя".

  • 8.30 - 12.00. Защита проектов.
  • 12.00 - 12.30. Работа объединенного жюри
  • 12.30 - 13.00. Общее собрание. Награждение победителей.
  • 13.00 - 14.00. Подведение итогов работы в группах.
  • 15.00. Совещание у директора (зам. директора): общее подведение итогов проектной недели.
  • Пресс-центр проектной недели

 
Яндекс.Метрика