Мытищинский детский дом-школа музыкального воспитания
(7 класс)
Учитель технологии
Смольянин Сергей Васильевич
2012г.
Цели урока:
- познакомить обучающихся воспитанников со способами художественной обработки древесины (резьбой по дереву);
- совершенствовать эстетическое воспитание учащихся;
- способствовать развитию технического мышления.
Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и систематизация изученного).
Методы обучения: устный опрос, рассказ, демонстрация наглядных пособий, практическая работа.
Наглядные пособия: готовые образцы работ, презентация.
Используемая литература: учебник 7 кл. (стр.156), интернет ресурсы.
Ход урока
Организационно-подготовительная часть.
Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы и целей урока.
Повторение пройденного материала (гимнастика ума):
-назвать станки в мастерской;
-назвать функции станков;
-назвать ручной электроинструмент;
-назвать все плоскости обрезной доски.
План рассказа учителя:
Художественная обработка изделий из древесины.
Художественная обработка древесины - древнее ремесло человека. В деревянных художественных изделиях человек находил пользу и красоту. Он украшал жилище коньком на крыше резными наличниками и дверьми изготавливал деревянную посуду игрушки, сувениры.
В России построено множество храмов и дворцов, украшенных резьбой по дереву. Шедевром деревянного зодчества является ансамбль построек на острове Кижи Онежского озера с двадцатидвуглавой Преображенской церковью (1714 г.).
Рабочее место резчика по дереву может состоять из обыкновенного стола и стула, а также из верстаков, приспособленных и оборудованных для этих целей. Высота крышки верстака должна быть на уровне локтя резчика. Свет должен падать спереди и слева. Обрабатываемые изделия крепят на верстаке клиньями или винтовыми зажимами.
Для ручной художественной резьбы применяют различные режущие инструменты, в основном стамески
Плоские стамески-косяки (косячки, резаки) бывают длинные и короткие со скосом режущей кромки под углом 30...40°. Применяют их в основном для геометрической резьбы.
Плосковыемочная резьба подразделяется на контурную, геометрическую, скобчатую, морщинистую и комбинированную.
Контурная резьба состоит из линий различной формы, глубины и ширины. (Слайд 1)
Контурная резьба служит для выполнения различных узоров ножом-ко- сяком или полукруглыми стамесками. При этом могут применяться различные линии: прямые, кривые, волнистые, спиралевидные.
Геометрическая резьба (Слайд 2)
В основе этого вида резьбы лежат всевозможные геометрические элементы — треугольники, многоугольники, ромбы, овалы, окружности.
Комбинируя простейшие геометрические фигуры, можно получить удивительный узор, где каждый штрих по-своему выразителен
Из геометрических фигур формируются сложные элементы резьбы: лесенки, витейки, бусины, змейки, сияния,
сколыши, сочетания которых друг с другом создают ее мотивы а их комбинации образуют геометрические орнаменты
Геометрическая резьба применяется для отделки деревянных домов как внутри, так и снаружи; бытовых предметов — полок, шкатулок, хозяйственных досок, рамок и т. д.
При ее выполнении необходимо учитывать функциональное назначение изделия, породу и текстуру древесины, размеры, вид отделки. Чем больше предмет, тем крупнее должна быть резьба.
Большое внимание уделяется материалу, из которого изготовлены украшаемые резьбой изделия. Предпочтение отдается мягким лиственным породам: липе, осине, тополю.
Липа является лучшим материалом для резьбы. Древесина ее легкая, мягкая, однородная по строению, незначительно трескается и коробится, слабо деформируется с течением времени. Цвет у нее светло-розовый, слабо различимый с небогатой текстурой. Липа хорошо обрабатывается режущими инструментами.
Геометрическую резьбу выполняют ножом-косяком с различными углами заточки. Наиболее распространена заточка в 30, 45 и 60°.
Для выполнения резьбы необходимы также разметочные инструменты: остро заточенный мягкий карандаш, шило, линейка, угольник, циркуль, транспортир.
Из столярных инструментов используются рубанок, ножовка, ручной лобзик, напильник с крупной насечкой, рашпиль, стамеска, киянка. Применяют и бытовой электрифицированный инструмент: электрический лобзик, дрель, шлифовальную машинку.
Учебные мастерские школы укомплектованы столярными верстаками, которые удобны для выполнения геометрической резьбы. Для устойчивости и безопасности работы заготовку можно закрепить на столешнице верстака различными приспособлениями-державками (рис. 169).
При оформлении крупных изделий резьбу выполняют стоя, а небольших — сидя, для чего необходим вращающийся стул с подъемным сиденьем.
Основные правила и приемы выполнения геометрической резьбы
При освоении техники геометрической резьбы у начинающих резчиков по дереву возникают трудности в определении направления резания. Необходимо научиться резать по волокнам или по «стрелке».
«Стрелка» — это отрезок прямой линии, соответствующий направлению волокон на заготовке. «Стрелку» наносят на основание треугольника. Если она совпадает или перпендикулярна его основанию, то резать можно в любую сторону. Если же «стрелка» образует с основанием треугольника смежные углы, то резать необходимо в сторону острого угла.
Освоение геометрической резьбы следует начинать с техники «сколышей». Сколыш — разновидность трехгранно-выемчатой пирамидки.
Учебную заготовку размером 200 ?100 ? 20 мм строгают по плоскости с двух сторон, проверяют и доводят до правильности прямых углов и параллельности противоположных сторон.
Чертеж учебной заготовки для резьбы поперек волокон: 1 — контурное поле;
2 — орнаментальная полоса; 3 — резное поле; 4 — сколыши; 5 — ромбики;
6 — бусинки; 7 — витейка; 8 — ромбики
Чистовую обработку производят напильниками и циклями.
Разметку сколышей начинают на бумаге в клеточку. После ее освоения приступают к разметке на учебной заготовке
Резьбу сколышей осваивают с приема работы поперек волокон. Он состоит из двух операций — наколки сторон треугольника и подрезки его основания.
Техника наколки сколышей (показывается учителем):
1-й шаг. Поставьте носик ножа-косяка строго вертикально на вершину сколыша, а режущую кромку (жало) — точно по правой стороне треугольника.
2-й шаг. Удерживая нож-косяк вертикально, надавите с небольшим усилием, чтобы его носик углубился в материал на 2—3 мм, и опустите пятку ножа до горизонтальной линии разметки.Верните его в вертикальное положение и аккуратно выньте.
3-й шаг. поставьте носик ножа-косяка строго вертикально на вершину сколыша, а режущую кромку (жало) — точно по левой стороне треугольника.
4-й шаг. Удерживая нож-косяк вертикально, надавите с небольшим усилием, чтобы носик углубился на 2—3 мм, опустите пятку ножа до горизонтальной линии разметки. Верните нож-косяк в вертикальное положение и аккуратно выньте его из «гнезда».
Техника подрезки основания сколышей:
1-й шаг. Совместите режущую кромку ножа-косяка с левой стороной сколыша.
2-й шаг. С небольшим усилием надавите на нож-косяк, чтобы его носик оказался в вершине треугольника, а режущая кромка на его правой стороне. Подрезанная пирамидка отколется и вылетит из «гнезда».
Правила резьбы в технике «сколышей».
Освоив технику резьбы сколышей поперек волокон, приступают к резьбе вдоль и под углом к волокнам.
Угол резания
Правила безопасной работы при резьбе по дереву.
10)Закончив работу, сдайте инструменты учителю, уберите рабочее место.
Практическая часть.
Практическая работа «Художественная резьба по дереву».
Организация рабочего места: учащиеся выполняют задание - каждый на своем рабочем месте. Для выполнения работы понадобятся: верстак, заготовка, детали изготавливаемого изделия, образцы рисунков резьбы, линейка, циркуль, угольник, трафареты, карандаш, стамески, киянка, калька, копировальная бумага.
Вводный инструктаж.
Задания:
Правила техники безопасности:
Текущий инструктаж. Самостоятельное выполнение учащимися задания. Текущие наблюдения учителя, контроль за соблюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения заданий.
Заключительный инструктаж. Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ учащихся, разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших, разъяснение возможностей применения полученных знаний, умений и навыков в общественно полезном труде.
Итоговая часть.
Установка на следующий урок. На следующем уроке продолжится знакомство с технологией обработки древесины. Учащиеся получат знания о стоимости изделий из древесины.
Домашнее задание:
повторить пройденный материал;
Уборка рабочих мест.