Мытищинский детский дом-школа музыкального воспитания

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка открытого урока

 

«ПЛОСКОВЫЕМОЧНАЯ РЕЗЬБА»

 

(7 класс)

 

 

 

Учитель технологии

Смольянин Сергей Васильевич

 

 

  

 

 

2012г.

 

СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

Цели  урока:

-       познакомить обучающихся воспитанников со способами художествен­ной обработки древесины (резьбой по дереву);

-       совершенствовать эстетическое воспитание учащихся;

-       способствовать развитию тех­нического мышления.

Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и систематизация изученного).

Методы обучения: устный опрос, рассказ, демонстрация на­глядных пособий, практическая работа.

Наглядные пособия: готовые образцы работ, презентация.

Используемая литература: учебник 7 кл. (стр.156), интернет ресурсы.

Ход урока

Организационно-подготовительная часть.

Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка го­товности учащихся к уроку, сообщение темы и целей урока.

 

Повторение пройденного материала (гимнастика ума):

 

-назвать станки в мастерской;

-назвать функции станков;

-назвать ручной электроинструмент;

-назвать все плоскости обрезной доски.

 

План рассказа учителя:

Художественная обработка изделий из древесины.

Художественная обработка древесины - древнее ремесло че­ловека. В деревянных художественных изделиях человек находил пользу и красоту. Он украшал жилище коньком на крыше резными наличниками и дверьми изготавливал деревянную посуду игрушки, сувениры.

В России построено множество храмов и дворцов, украшен­ных резьбой по дереву. Шедевром деревянного зодчества является ансамбль построек на острове Кижи Онежского озера с двадцати­двуглавой Преображенской церковью (1714 г.).

Рабочее место резчика по дереву может состоять из обыкно­венного стола и стула, а также из верстаков, приспособленных и оборудованных для этих целей. Высота крышки верстака должна быть на уровне локтя резчика. Свет должен падать спереди и слева. Обрабатываемые изделия крепят на верстаке клиньями или винто­выми зажимами.

Для ручной художественной резьбы применяют различные режущие инструменты, в основном стамески

Плоские стамески-косяки (косячки, резаки) бывают длинные и короткие со скосом режущей кромки под углом 30...40°. Применяют их в основном для геометрической резьбы.

Плосковыемочная  резьба подразделяется на контурную, геометрическую, скобчатую, морщи­нистую и комбинированную.

Контурная резьба состоит из линий различной формы, глубины и ширины. (Слайд 1)

Контурная резьба служит для вы­полнения различных узоров ножом-ко- сяком или полукруглыми стамесками.  При этом могут применяться различные линии: прямые, кривые, волнистые, спиралевидные.

Геометрическая резьба (Слайд 2)

В основе этого вида резьбы лежат всевозможные геометрические элемен­ты — треугольники, многоугольники, ромбы, овалы, окружности.

Комбинируя простейшие геометри­ческие фигуры, можно получить уди­вительный узор, где каждый штрих по-своему выразителен

Из геометрических фигур формиру­ются сложные элементы резьбы: лесен­ки, витейки, бусины, змейки, сияния,

сколыши, сочетания которых друг с другом создают ее мотивы а их комбинации образуют геометрические орнаменты

Геометрическая резьба применяется для отделки деревянных домов как внутри, так и снаружи; бытовых предметов — полок, шкатулок, хозяй­ственных досок, рамок и т. д.

При ее выполнении необходимо учитывать функциональное назначение изделия, породу и текстуру древесины, размеры, вид отделки. Чем больше предмет, тем крупнее должна быть резьба.

Большое внимание уделяется мате­риалу, из которого изготовлены укра­шаемые резьбой изделия. Предпочтение отдается мягким лиственным породам: липе, осине, тополю.

Липа является лучшим материалом для резьбы. Древесина ее легкая, мягкая, однородная по строе­нию, незначительно трескается и коро­бится, слабо деформируется с течением времени. Цвет у нее светло-розовый, слабо различимый с небогатой текс­турой. Липа хорошо обрабатывается режущими инструментами.

Геометрическую резьбу выполняют ножом-косяком с различными углами заточки.  Наиболее распро­странена заточка в 30, 45 и 60°.

Для выполнения резьбы необходи­мы также разметочные инструменты: остро заточенный мягкий карандаш, шило, линейка, угольник, циркуль, транспортир.

Из столярных инструментов ис­пользуются рубанок, ножовка, ручной лобзик, напильник с крупной насечкой, рашпиль, стамеска, киянка. Применяют и бытовой электрифицированный инструмент: электрический лобзик, дрель, шлифовальную машинку.

Учебные мастерские школы укомплектованы столярными верстаками, которые удобны для выполнения геометрической резьбы. Для устойчи­вости и безопасности работы заготовку можно закрепить на столешнице верстака различными приспособлениями-державками (рис. 169).

При оформлении крупных изделий резьбу выполняют стоя, а небольших — сидя, для чего необходим вращающийся стул с подъемным си­деньем.

Основные правила и приемы выполнения  геометрической резьбы  

При освоении техники геометрической резьбы у начинающих резчиков по дереву возникают трудности в определении направления резания. Необходимо научиться резать по волокнам или по «стрелке». 

 «Стрелка» — это отре­зок прямой линии, соответствующий направлению волокон на заготовке. «Стрелку» наносят на основание треугольника. Если она совпадает или перпендикулярна его основанию, то резать можно в любую сторону. Если же «стрелка» образует с основанием треугольника смежные углы, то резать необходимо в сторону острого угла.

Освоение геометрической резьбы следует начинать с техники  «сколышей».  Сколыш — разновидность трехгранно-выемчатой пирамидки.

Учебную заготовку размером 200 ?100 ? 20 мм строгают по плоско­сти с двух сторон, проверяют и доводят до правильности прямых углов и параллельности противоположных сторон.

chertezh uchebnoi zagotovki dlia rezby poperek volokon 

Чертеж учебной заготовки для резьбы поперек волокон: 1 — контурное поле;

2 — орнаментальная полоса; 3 — резное поле; 4 — сколыши; 5 — ромбики;

6 — бусинки; 7 — витейка; 8 — ромбики

 

Чистовую обработку производят напильниками и циклями.

Разметку сколышей начинают на бумаге в клеточку. После ее освоения приступают к раз­метке на учебной заготовке

Резьбу сколышей осваивают с приема рабо­ты поперек волокон. Он состоит из двух опера­ций — наколки сторон треугольника и подрезки его основания.      

Техника наколки сколышей (показывается учителем):

1-й шаг.  Поставьте носик ножа-косяка строго вертикально на вершину сколыша, а режущую кромку (жало) — точно по правой стороне тре­угольника.

2-й шаг.  Удерживая нож-косяк вертикально, надавите с небольшим усилием, чтобы его носик углубился в материал на 2—3 мм, и опустите пятку ножа до горизонтальной линии разметки.Верните его в вертикальное положение и акку­ратно выньте.

3-й шаг.  поставьте носик ножа-косяка строго  вертикально на вершину сколыша, а режущую   кромку (жало) — точно по левой стороне треу­гольника.

4-й шаг.  Удерживая нож-косяк вертикально, надавите с небольшим усилием, чтобы носик углубился на 2—3 мм, опустите пятку ножа до горизонтальной линии разметки. Верните нож-косяк в вертикальное по­ложение и аккуратно выньте его из «гнезда».

Техника подрезки основания сколышей:

1-й   шаг. Совместите режущую кромку ножа-косяка с левой стороной сколыша.

2-й   шаг. С небольшим усилием надавите на нож-косяк, чтобы его носик оказался в вершине треугольника, а режущая кромка на его правой сторо­не. Подрезанная пирамидка отколется и вылетит из «гнезда».

 

Правила резьбы в технике «сколышей».

  1. 1.Плоскость резания при подрезке подбирается в зависимости от функционального назначения изделия, а угол ее может быть от 30 до 45°       .
  2. 2.Произведите наколку всего резного поля, а затем выполняйте : подрезку.
  3. 3.Если пирамидка при подрезке не удаляется из выемки, следует : повторить наколку.
  4. 4.Подрезку можно выполнять как с правой стороны «на себя», так и с левой стороны треугольника «от себя».
  5. 5.Рука, удерживающая нож-косяк, должна быть плотно прижата  к столу и к заготовке.
  6. 6.Свободная рука должна удерживать заготовку так, чтобы пальцы не находились на пути резания ножа-косяка.
  7. 7.Все движения при резьбе сколышей выполняются кистью руки.
  8. 8.Линии разметки при резьбе срезаются.

Освоив технику резьбы сколышей поперек во­локон, приступают к резьбе вдоль и под углом к волокнам.

ugol rezaniya

Угол резания

 

 

Правила безопасной работы при резьбе по дереву.

  1. 1)При резьбе фиксируйте заготовку в удобном и безопасном для работы положении.
  2. 2)Работу выполняйте острым инструментом.
  3. 3)Режущий инструмент держите в руке крепко и уверенно. Контролируйте усилие в конце реза.
  4. 4)Храните и переносите инструмент в ножнах  (футляре, пенопластовом наконечнике).
  5. 5)Не работайте на весу, на руке или коленях. Используйте упоры, державки или струбцины.
  6. 6)Следите за левой рукой, чтобы она не попала в опасную зону действия режущего инструмента.
  7. 7)Свободные режущие инструменты располагайте на рабочем месте справа лезвием от себя.
  8. 8)Не ходите по мастерской с режущим инструментом в руках.
  9. 9)Во время работы не отвлекайтесь, не размахивайте инструментом.

10)Закончив работу, сдайте инструменты учителю, уберите рабочее место.

 

Практическая часть.

Практическая работа «Художественная резьба по де­реву».

Организация рабочего места: учащиеся выполняют зада­ние - каждый на своем рабочем месте. Для выполнения работы по­надобятся: верстак, заготовка, детали изготавливаемого изделия, образцы рисунков резьбы, линейка, циркуль, угольник, трафареты, карандаш, стамески, киянка, калька, копировальная бумага.

Вводный инструктаж.

Задания:

  1.  Выполните образец одного из видов резьбы, заданного учителем;
  2.  Нанесите рисунок на изделие; закрепите заготовку на верстаке, подберите инструменты и выполните резьбу.

Правила техники безопасности:

  1.  Нужно очень осторожно обращаться со стамеской, так как это опасный режущий инструмент.
  2.  Нельзя держать левую руку вблизи режущего инструмента.
  3.  Не следует прилагать больших усилий при резании стаме­ской.
  4.  При необходимости удара по ручке стамески следует брать ее в левую руку, а киянку - в правую. Поставив стамеску по месту вырубки, наносите по ручке стамески легкие удары.
  5.  Хранить стамески необходимо только в специально отве­денном месте.

Текущий инструктаж. Самостоятельное выполнение уча­щимися задания. Текущие наблюдения учителя, контроль за со­блюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения заданий.

Заключительный инструктаж. Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ учащихся, разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших, разъяснение возможно­стей применения полученных знаний, умений и навыков в общест­венно полезном труде.

Итоговая часть.

Установка на следующий урок. На следующем уроке про­должится знакомство с технологией обработки древесины. Уча­щиеся получат знания о стоимости изделий из древесины.

Домашнее задание:

 Уборка рабочих мест.

скачать презентацию