Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение дополнительного

 профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Московской области

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет допрофессионального и профессионального образования

Кафедра технологий и предпринимательства

 

 

 

 

 

 

Тема: Художественная резьба по дереву

в образовательной области «Технология» ( 9 класс )  

 

                                                     

                                                                           

                              Автор:

                                                                            Сергей Васильевич Смольянин

                                                                             учитель технологии, Мытищинский детский дом-школа

                                                                                Музыкального воспитания 

 

                                                                      Руководитель курса: доцент

                                                         кафедры технологии

                                                               и предпринимательства

                                                                              к.п.н., заслуженный учитель РФ

                                                                          Глозман Евгений Самуилович  

 

 

 

 

Москва 2009

 

 

Содержание:

 

1.Психолого–педагогическая  характеристика учащихся 9 класса.       -2-6

2.Исторический обзор по теме «Художественная резьба по дереву»    -6-11

3.Анализ государственной программы раздела « Художественной

      обработки древесины».                                                                         -11-12 

4.Виды резьбы по дереву.                                                                           -12-15

5.Разработка программы элективного курса «Художественная резьба

     по дереву» для учащихся 9 класса.

5.1  Пояснительная записка (цели, задачи, знать, уметь)                      -15-18

   5.2  Учебно–тематический план.                                                             -19-20

   5.3Содержание программы.                                                                     -20-24

   5.4 Методические рекомендации.                                                           -24-25   

   5.5 Критерии оценки.                                                                                -25-26

    Заключение                                                                                               - 28

         Литература.                                                                                                - 29  

         Приложение                                                                                               - 31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Психолого-педагогическая характеристика

учащихся 9 класса.

1. Ученик как объект и субъект процесса обучения.

В процессе обучения технологии непосредственно участвуют с одной стороны — учитель, с другой — ученик. Роли их в этом процессе представляются, по крайней мере, на первый взгляд, достаточно ясными: учитель организует, направляет и руководит процессом обучения технологии, а ученик должен учиться, выполнять все требования учителя.

Основная роль учителя технологии в современных условиях — это воспитание личности учащихся, формирование их потребностно–мотивационной сферы, воспитание их способностей, нравственных идеалов и убеждений. Обучение знаниям, умениям и навыкам по технологии является составной частью этого воспитания и тем процессом, в котором это воспитание осуществляется.

2. Возрастные психологические особенности ученика как объекта обучения технологии.

О том, что надо учитывать возрастные особенности учащихся, говорится всюду, но не всегда указывается, что это означает, какие особенности надо учитывать и как их надо учитывать. Между тем, надо иметь в виду, что возрастные особенности — это не нечто неизменное и вечное, что присуще ученикам определённого возраста. Сами эти особенности довольно резко меняются со временем. Рассмотрим некоторые психологические особенности современного ученика, имея в виду лишь те его особенности, которые важно учитывать в процессе обучения технологии.

Ученик — это растущий, развивающийся человек. Придя в школу в семь лет, он заканчивает её в 17 лет вполне сложившимся человеком

юношеского возраста. За эти десять лет обучения ученик проходит  

огромный путь физического, психического и социально–нравственного развития.

Подростковый возраст — это весьма сложный, таящий в себе опасность кризисных явлений, период в жизни ученика. В этот период организм ребёнка претерпевает кардинальные изменения. Развёртывается процесс полового созревания. С этим процессом связано возникновение у подростка физического ощущения собственной взрослости. У него возникает представление о себе уже не как о ребёнке, он стремится быть и считаться взрослым. Отсюда у подростка возникает новая жизненная позиция по отношению к себе, к окружающим людям, к миру. Он становится социально активным, восприимчивым к усвоению норм ценностей и способов поведения, которые существуют среди взрослых.

Поэтому период подросткового возраста характерен тем, что здесь начинается формирование морально–нравственных и социальных установок личности ученика, намечается общая направленность этой личности.

Подросток стремится к активному общению со своими сверстниками, и через это общение он активно познаёт самого себя, овладевает своим поведением, ориентируясь на образцы и идеалы, почерпнутые из книг, кинофильмов, телевидения.

Подросток становится менее зависимым от взрослых ещё и потому, что у него возникают такие потребности, которые он должен удовлетворить только сам (потребность в общении со сверстниками, в дружбе, в любви). Родители и вообще взрослые при всём их желании не могут решить проблемы, встающие перед подростками в связи с возникновением у них новых потребностей, между тем как удовлетворение всех основных потребностей младших школьников зависит в основном от родителей. Всё это зачастую болезненно сказывается на отношении учащихся к учению. Вот как  характеризует это известный психолог Н.С. Лейтес: «Дети 12–13 лет в подавляющем большинстве своём относятся к учению в основном благодушно: не утруждают себя излишними раздумьями, выполняют только уроки в пределах заданного, часто находят поводы для развлечения… Ослабление связи с учителем, снижение его влияния особенно дают о себе знать в недостатках поведения учеников на уроках. Теперь учащихся не только иногда позволяют себе игнорировать получаемые замечания, но могут и активно им противостоять. В средних классах можно столкнуться с изобретательными шалостями и проявлением самого легкомысленного поведения».

Общая картина работы учащихся–подростков на уроках по сравнению с младшими классами ухудшается. Ранее примерные и аккуратные ученики позволяют себе не выполнять задания. У многих учащихся меняется подчерк, он становится неразборчивым и небрежным. Попытки учителя заинтересовать учеников занимательностью формы изложения или какими–либо другими способами зачастую не приносят ожидаемого результата.

В то же время эти же подростки весьма охотно участвуют в работе различных кружков, где, казалось бы, наиболее трудные подростки охотно выполняют все указания взрослого руководителя кружка, с интересом и усердием овладевают теоретическими знаниями, нужными для выполнения практических работ.

В эти годы особую значимость для учеников приобретает ценностно–ориентационная деятельность. Ученик пытается произвести глубокую самооценку своей личности, своих способностей. Растёт и развивается рефлексия, познавательный интерес к философским проблемам, юноша пытается выяснить смысл жизни; оценить наблюдаемые явления с этой точки зрения.

Особо следует отметить стремление учеников старшего школьного возраста к автономии, к эмоциональной и ценностной самостоятельности, к независимости, к самоуважению, между тем как для подростков характерна зависимость от группы своих сверстников. Подросток весьма податлив влиянию сверстников. Учителю всё это надо иметь в виду и учитывать в своей работе.

3. Мотивация  процесса учения.

Выше мы установили, что ученик в процессе обучения технологии из объекта этого обучения постепенно становится его субъектом. Что это значит? В чём выражается различие между объектом и субъектом обучения? Ведь в том и в другом случае ученик как–то учится, приобретает знания, умения, навыки.

Действительно, и когда ученик является лишь объектом обучения технологии, и когда он становится субъектом этого процесса, он выполняет задания учителя, решает задачи, повторяет изученный материал и т.д., т.е. он учится. Все различия между учением ученика в роли объекта и его же учением в роли субъекта состоят в том, ради чего он это делает.

Человек, ученик есть деятельное существо. Он всегда что–то делает, участвует в какой–то деятельности. Но ученик участвует во многих различных деятельностях, совершает разные действия. Для того чтобы ученик эффективно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определённые. Встаёт вопрос: почему ученик совершает именно эти действия, а не другие, что побуждает совершать эти действия, что направляет и регулирует его деятельность в процессе обучения? Иными словами, что мотивирует — побуждает и направляет — деятельность ученика.

Только разобравшись в этом, мы сможем понять, в чём различия между объектом и субъектом процесса обучения. Кроме того, в этом надо разобраться ещё и потому, а может быть главным образом потому, что учитель должен научиться управлять деятельностью учащихся в процессе обучения, а для этого он должен формировать у них нужную мотивацию. Ведь в противном случае, если этого не делать, становится вполне реальной опасность, о которой говорил В.А.Сухомлинский:

«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если нет у учащихся желания учиться».

Поэтому учитель должен вызвать у учащихся такое желание, а это значит, что он должен формировать у них соответствующую мотивацию.

Что такое мотивация, как она формируется у человека? Под мотивацией понимают обычно совокупность побуждений к деятельности.

Однако когда деятельность уже началась, то она имеет определённую цель. Цель - это то, чего сознательно хочет достигнуть человек в результате этой деятельности. Но между целью деятельности и её побуждениями не всегда существует полное соответствие. Когда оно имеется, то говорят, что эта деятельность имеет смысл; в противном случае, когда цель деятельности и вызвавшие эту деятельность побуждения не соответствуют друг другу, то говорят, что деятельность не имеет смысла, лишена для данного человека смысла.

Итак, ученик всегда является объектом деятельности в процессе обучения, а субъектом этой деятельности он становится тогда, когда сознательно принимает объективные цели деятельности за свои личные цели. Очевидно, что в последнем случае обучение является наиболее эффективном, только в этом случае учитель может легко и с удовольствием полностью осуществить цели и задачи обучения.

Учителю необходимо стремиться к тому, чтобы каждый ученик становился субъектом деятельности в процессе обучения. А для этого нужно, чтобы все стороны Учебно–воспитательного процесса, его содержание, организация и методы содействовали такому становлению, были прямо направлены на воспитание ученика — субъекта своей деятельности.

II. Исторический обзор по теме

«Художественная резьба по дереву».

В русском народном творчестве издавна особое место занимала домовая резьба. Это нашло отражение в старинных песнях, былинах: " Во тёмном бору богатый дом стоит, весь убран, приукрашен", или "Крыльчушко красное, с точёными балясами, с переходами брусчатыми"!

 Деревянные узоры на русских избах как застывшая прекрасная музыка, как песня о любви к родному дому, к отчему краю. Деревянной резьбой украшали карнизы фронтонов, слуховые окна, фризовые доски, наличники и ставни окон, крыльцо, ворота, калитки. Она стала неизменной спутницей архитектуры крестьянского и городского жилища. И сейчас отчётливо видно пристрастие наших предков к украшению своего дома деревянным кружевом. Оно делало его ценным памятником архитектуры, в котором сочетались простота форм, естественность с разнообразием приёмов выполнения различных видов резьбы. И если на севере России художественно-конструктивное решение деревянного убранства отличалось лаконизмом и суровостью, то в Поволжье полёт фантазии художников не сдерживался ничем. Здесь смело, и раскованно использовали весь многовековой опыт народного художественного творчества, заимствования у оригинальной архитектуры. Русский Север и Поволжье - это заповедники резьбы по дереву, музей и мастерская, где любой может полюбоваться и научиться у мастера старинному почётному ремеслу - резьбе по дереву.

Истоки русского народного искусства уходят в далёкое прошлое, обнаруживая, явные языческие корни. В вещественных памятниках древности (и на постройках) есть схематические рисунки, не являющиеся изображениями предметов среды обитания человека. Они часто выглядят как орнамент, но это символы с глубоким смыслом: в дописьменную эпоху ими фиксировались важные знания, понятия, представления о мире.

Славянское язычество заключалось в прославлении жизненных сил природы, плодородия земли, прежде всего.

С годами и веками символический смысл кружков, треугольников, крестов был забыт, и они превратились в орнамент, который передавался из поколения в поколение, освещённый традицией. Можно попытаться и сегодня проникнуть в прошлое, разгадать первоначальный смысл орнамента деревянного узора домов, попытаться стать ближе к предкам. В современном крестьянском искусстве архаические элементы как элементы декора практически утратили заклинательный смысл. Но орнамент мало изменился за века, по-прежнему: зооморфный, антропоморфный, геометрический и растительный.

Резьба по дереву - одна из наиболее распространённых и доступных форм и видов народного орнамента.

Домовая резьба началась, вероятно, с заметки: зарубки топором или условного знака хозяина дома. Со временем эти знаки усложняются структурой своих рядов, фигур, мест, где они размещались на доме. Некоторые заметки-зарубки с самого начала были оберегами-символами надежды на благополучие и охрану домашнего очага от бед и невзгод.

Русское крестьянское жилище сочетало в себе практичность и необыкновенную красоту. Различные архитектурные детали несли определённое утилитарное значение и в то же время играли декоративную роль, выполняя обереговую функцию. Так, например, необходимость закрыть щели, неизбежно возникающие между бревенчатой стеной дома и рамой окна, вызвало появление наличников, которые украшают дом и являются своеобразной границей его с внешним миром. Наличники - это и украшение дома, и его оберег.

Среди элементов народной культуры деревянные резные украшения отличаются огромным многообразием по технике исполнения, сюжетами и композиционным расположением на доме. Русская архитектурная резьба условно делится на: 1) скульптурную; 2) плоскую; 3) рельефную резьбу Поволжья; 4) пропильную.

Скульптурная резьба свойственна северным  губерниям: Архангельской, Вологодской, Псковской, Пермской. Концы выступающих брёвен и слег обрабатывались так, что приобретали очертания животных, птиц и прочих фигур. Скульптурная резьба декорировала двускатные кровли русских изб с охлупнем, которому придавали форму конской головы, оленьей с ветвистыми рогами, гуся, лебедя. Двускатные кровли часто имели такую протяжённость, что одного охлупня было недостаточно. На крыши укрепляли два бревна корневищами в противоположные стороны, и каждое получало скульптурную обработку. Один конь глядел на улицу, другой - в лес! Скульптура завершала композицию фасада избы идеально. Коньки плыли над землёй в далёком небе на фоне изменчивых облаков. Древность происхождения мотива парного конька и вообще коня, как оберега, подтверждается археологическими находками. Со временем представления о символическом значении коня слабели и превращались в элемент декора. Конь - охлупень как важный конструктивный и художественный элемент кровли сохраняется и в наши дни. Дань традиции и хорошему вкусу. Водоспуски дома украшались скульптурными изображениями звериных рогов, змееобразных голов и т.д. В Ярославской, Костромской и Нижегородской губерниях не менее распространены изображения птицы - гуся, лебедя, утки. Они символизировали доброе начало. Особенно часты их изображения в наличниках окон. Образы утки, петуха-павлина, курочки - оберег от дурного глаза всех живущих в доме.

Плоская резьба - группа самых распространённых видов резьбы по дереву в 19 веке. У неё много названий и разновидностей: городчатая, долблёная, выемчатая, трёхгранно- выемчатая. В плоской резьбе ритмический геометрический узор часто сочетается со сквозной прорезью, создавая настоящее деревянное кружево! Часто в рисунке повторяется изображение круга с расходящимися от центра лучами, напоминающий диск солнца. Этот мотив мы можем наблюдать в украшении балконов, галерей, крылец, наличников. Сюжеты плоской резьбы 18-19 в.в. учёные связывают с древнейшими языческими верованиями славян и их магическими заклинаниями. Круги, розетки, звёзды, кресты, колёса, ромбы, квадраты служили в древности символами огня и солнца, были сильнейшими оберегами.

Рельефная резьба Поволжья в 19 веке особенно широко применялась в декоре жилищ Верхнего и Среднего Поволжья. Корабельная (барочная), глухая, долотная - это ещё распространённые названия рельефной резьбы Поволжья. Как выразительно точны эти названия! Этот вид резьбы отличается высоким рельефом, узоры преимущественно растительного орнамента. Мужское население Поволжья издавна занималось строительством речных судов - ладей, стругов. Корма богато украшалась резьбой по дереву. Постепенно многие резчики, украшавшие суда, стали применять свои навыки при постройке домов односельчан, получали заказы от горожан. Поэтому не удивительно, что многие мотивы корабельной резьбы постепенно переходили на фасады домов.

Корабельная резьба распространилась во всём Волго-окском междуречье. Коломенский деревянный дворец царя Алексея Михайловича, который строился в 1667-1668 гг., называли "восьмым чудом света". При его украшении резчики по дереву превзошли самих себя. Они украсили кровли, подзоры, крыльца, галереи, переходы, наличники окон тончайшей корабельной резьбой. Жаль, что дворец теперь живёт только в рисунках и наших воспоминаниях о прошлом. На всех этапах развития корабельной резьбы в Поволжье фризовые (лобовые) доски оставались самой важной деталью убранства дома, хотя талант резчика в полной мере раскрывался при исполнении всего комплекса декора жилища. Украшая резьбой наличники, ставни, подзоры народные умельцы использовали различные мотивы родной природы, но и не пренебрегали образами мифических, сказочных существ: русалками, птицами-сиренами с женским лицом и роскошным хвостом павлина, львами с ветвью в лапах. Сирены - полуженщины-полурыбы - мифические существа в резьбе встречаются не только у русских, но и у мордвы. В чувашских сёлах можно встретить даже изображения человеческих фигур. И всё это острым топором и долотом!

К началу 20 века широкое распространение получил самый простой по изготовлению, не требующий современных инструментов, вид резьбы по дереву - сквозная (пропильная) резьба, которая выполняется с помощью пил различной конфигурации по нанесённому по доске рисунку. При определённой сноровке за неделю можно было выполнить декор дома. При сквозной резьбе рисунок (орнамент) стал главным определяющим элементом всей работы, как у мастериц известных на весь мир вологодских кружев.

   Есть путь в бессмертие для деревянной резьбы: сохранить мастерство, опыт, приёмы резьбы. Научить молодых резать по дереву. В сёлах и городах. Ведь строят же из дерева, из брёвен дома. Это в традициях русских - строить из дерева, резать кружева по дереву, украшать свои дома резными наличниками, крылечками.   Народное творчество - это истинная ценность. Резьба по дереву - его неотъемлемая часть. Русские не должны забыть, как резать по дереву. Создавать красоту своими руками - в крови нашего народа-умельца.

 

III. Анализ государственной программы раздела

 « Художественной обработки древесины».

    Программа общеобразовательных учреждений «Технология» трудовое обучение 1-4, 5-11 классы 6-е издание. - М: Просвещение, 2007г,239с., предусматривает  20 часов на тему "художественная обработка древесины» в  7-х классах.  В этой теме изучается:

Понятие о видах резьбы (плосковыемчатая, плоскорельефная, рельефная, скульптурная и домовая резьбы).

Материалы, применяемые для резьбы по дереву; условия их выбора. Подготовка материала.

Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву.

Геометрическая резьба. Элементы геометрической резьбы. Подготовка заготовки к резьбе. Техника выполнения двугранных и трехгранных выемок, скобчатых лунок. Выполнение простейшего орнамента.

Особенности техники контурной резьбы (ознакомление).

Профессия резчика по дереву.

Как показывает опыт работы тема «резьба по дереву» вызывает большой интерес у учащихся. Связано это ещё и с тем, что для выполнения некоторых видов резьбы не требуется сложного и дорогостоящего инструмента, специально оборудованного рабочего места. Резьбой по дереву можно заниматься  и в домашних условиях. Но, к сожалению, на изучение этой темы отводится недостаточно времени. Для приобретения и закрепления практических навыков техники выполнения хотя бы одного из видов резьбы по дереву необходимо дополнительное время.

Поэтому предлагается дополнительное изучение этой темы в элективном курсе, который позволит учащимся шире познакомиться с темой «резьба по дереву», узнать об истории, приобрести и закрепить практические навыки, познакомиться с работами профессиональных резчиков по дереву, посредством интернетовских сайтов, посещением музеев и выставок, выполнить собственные проекты изделий украшенных различными видами резьбы.

 

IV. Виды резьбы по дереву.

Много веков существует резьба по дереву, появляются новые направления, виды и подвиды резьбы, но единой классификации видов резьбы нет.

 Мы обобщили классические и новые виды резьбы и составили классификацию видов резьбы (схема 1).

Особое место в классификации видов резьбы занимает домовая резьба. В ней практически концентрируются все виды и подвиды резьбы.

        1.Домовая резьба

Истоки возникновения резьбы по дереву прослеживаются с древнейших времён. С развитием Русского государства развивается и искусство резьбы по дереву. Резьбой украшали дворцы, храмы церквей, иконы, дома, деревянные постройки, предметы интерьера, мебель, предметы быта, музыкальные инструменты, игрушки, сувениры, обереги.

Правление Петра 1 оказалось благоприятным для развития резьбы по дереву в России. При Петре 1 кораблестроение получило наибольшее развитие, благо древесина в те далекие времена являлась основным материалом для создания русского флота. Носовые части кораблей украшали фигурами  - изображениями зверей и птиц - дракона, слона, головы льва или коня. Эти изображения символизировали мощь, силу и храбрость мореплавателей.

Искусно вырезанная носовая фигура - это не только достойное украшение корабля, но и, как считалось, символ удачи мореплавателей. Такая резьба получила название корабельной или барочной (рис.1).

«Сойдя на берег» резьба по дереву нашла широкое применение в деревянном зодчестве, изготовлении деревянной утвари, в отделке жилища  и различных украшений (рис.2,3).

Наибольшее развитие домовая (корабельная) резьба получила в конце 19 - начале 20 века.

При этом резьба не была однотипной, она выполнялась в различной технике - что делало декор украшаемых изделий образней, богаче и живописней (рис .4 ).

1.1.Пропильная резьба

Во второй половине 20 века в деревянных постройках на селе и в городе большое распространение  получила пропильная резьба, выполненная при помощи тонкой пилке для лобзика.

Из всего разнообразия видов резьбы - она самая распространённая и доступная.

Пропильная резьба имеет несколько подвидов: сквозная, накладная, ажурная. Во всех подвидах выпиливают или удаляют фон (рис.5).

2.Плосковыемочная резьба и её подвиды

Самой  распространённой, доступной, не требующей специальных помещений и больших материальных затрат является плосковыемочная резьба и её подвиды.

2.1 Контурная резьба

Само название говорит о том, что в этой технике резьбы выполняется контур, контурный рисунок. Контурная резьба служит для выполнения не строгих геометрических фигур, а свободных узоров, которые как бы рисуются на заготовке режущим инструментом. При этом могут применяться различные линии: прямые, кривые – произвольной кривизны, волнистые, спиралевидные и т.д. (рис.6).

 

2.2 Геометрическая резьба.

Геометрическая резьба – основной подвид плосковыемочной резьбы, в основе которой лежат две составляющие – плоскость и выемка, сделанная на ней. Геометрической она называется потому, что в основе её лежат всевозможные геометрические элементы – треугольники, многоугольники, окружности, ромбы, квадраты, овалы. Комбинируя простейшие геометрические фигуры, можно получить удивительный узор, где каждый элемент, каждый штрих точно нарисован (рис.7).

Из геометрических фигур формируются сложные элементы резьбы: лесенки, витейки, бусины, змейки, сияния, сколыши, разнообразные сочетания которых друг с другом создают мотивы геометрической резьбы ,а комбинация мотивов образует геометрический орнамент .

3. Скобчатая резьба.

В основе скобчатой резьбы лежит скобчатая выемка или скобчатая порезка, по форме напоминающая ноготок. Поэтому скобчатую резьбу часто называют ноготковой. Скобчатая резьба является разновидностью плосковыемочной резьбы и в сочетании с другими видами резьбы применяется при украшении шкатулок, разделочных досок, декоративных панно, хозяйственных лопаточек (рис.8). 

4. Морщинистая резьба.

Морщинистая резьба применяется для отделки и украшения элементов плосковыемочной резьбы. Особенностью этой резьбы является украшение поверхности изделия выполненного мотива морщинками-лучами. Каждый лучик представляет собой остроугольный желобок, получивший начало от центровой точки. От центра желобок плавно переходит в расширенную морщинку, достигающую наибольшей ширины и глубины внешнего конца луча.

 

 

5. Комбинированная плосковыемочная резьба.

Комбинированная плосковыемочная резьба сочетает в себе различные мотивы образования – сколыши, треугольники, сияния, розетки-сияния, розетки-вертушки, розетки-звёздочки, миндалевидные углубления, скобчатые и контурные порезки, элементы морщинистой резьбы.

V. Разработка программы элективного курса

 «Художественная резьба по дереву»

для учащихся 9 класса.

5.1 Пояснительная записка

 

Декоративно-прикладное искусство составляет значительную часть духовного богатства народа. Оно охватывает широкий спектр художественных ремёсел, связанных с эстетизацией среды обитания человека. Характерным для них является органическое сочетание технологического и художественного начал, традиций и современности.

Основной целью данного курса является:

-  ориентация учащихся на осознанный выбор профиля дальнейшего обучения;

– изучение народных традиций, распространённых промыслов;

– овладение учащимися навыками выполнения резьбы по дереву.

– формирование у школьников знаний, первоначальных умений и навыков, общих для группы родственных профессии (выжигальщик по дереву, резчик по дереву и бересте, художник росписи по дереву, изготовитель художественных изделий из дерева и т. п.);

– знакомство с современными ручными деревообрабатывающими электроинструментами;

– обеспечение всестороннего развития личности школьника.

Предпрофильное обучение курсу «Художественная резьба по дереву» решает следующие задачи:

- развитие индивидуальных и творческих способностей учащихся;

раскрыть перед учащимися истоки и роль народного творчества, декоративно-прикладного искусства в духовно-материальной жизни общества;

– привить любовь и уважение к традиционному народному искусству;

– воспитать общую эстетическую культуру, художественный вкус;

– развить художественно-творческие способности.

Содержание обучения предусматривает ознакомление школьников с народными художественными промыслами, основами композиции, материаловедения для художественных работ, с технологией художественной обработки дерева.

В процессе занятий учащихся необходимо знакомить с литературой и иллюстративным материалом, характеризующими историю художественного промысла, творчество народных мастеров. Возможно проведение нескольких занятий в музее (народных художественных промыслов, краеведческом, этнографическом)

Теоретический материал по теме «Основы композиции» усваивается в сочетании с упражнениями и практическими работами, в процессе которых учащиеся создают собственные композиции художественных изделий в традициях народного промысла. При этом учащиеся не просто копируют образцы народного искусства, а творчески используют изученные традиционные элементы и мотивы орнамента, формы изделий, варьируя их по-своему, опираясь на художественные традиции.

Теоретическое и практическое обучение учащихся проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала. Каждое практическое занятие начинается с инструктажа (вводного, текущего и заключительного), направленного на правильное и безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту, оборудованию, а также экономное расходование материалов, эффективное использование учебного времени.

В процессе практического обучения учащиеся осваивают виды художественной обработки дерева в технике, свойственной конкретному народному художественному промыслу, и изготовляют художественные изделия из дерева.

Формирование профессиональных знаний, умений, приемов работы осуществляется во взаимосвязи с изобразительным искусством и трудовым обучением.

Весь процесс обучения должен быть творческим, носить воспитательный характер, а выполненные изделия иметь определенную художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечать функциональным и эстетическим требованиям, быть общественно полезными.

Разделы программы предусматривают ознакомление учащихся с основными технико-технологическими знаниями, умениями и навыками деревообработки. Позволяют привлечь их к творческой деятельности, знакомят с основными направлениями декоративно – прикладного искусства, последовательностью разработки композиции изделия.

Содержание программы предусматривает подведение учащихся к сознательному выбору художественно-эстетического профиля, а также одной из рабочих профессий по профилю «Художественная обработка дерева».

Для плодотворной работы в области резьбы по дереву недостаточно обучения техническим приёмам, важно воспитывать у школьников художественный вкус, развивать эстетические чувства, знакомить с лучшими образцами народного искусства.

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся.

Учащиеся должны знать:

-основные сведения о видах художественной обработки дерева;

-основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;

-виды и свойства материалов, применяемых в художественной обработке дерева, инструменты, оборудование и приспособления;

-применяемый инструмент, приемы его заточки и правки;

-технологический процесс изготовления изделий и декорирования их резьбой;

-правила безопасности труда и пожарной безопасности, требования к организации рабочего места.

-основные приемы выполнения плосковыемчатой резьбы, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;

Учащиеся должны уметь:

-планировать работу, читать и составлять графическую документацию;

-делать зарисовки с образцов изделий;

-правильно подбирать материалы и заготовки для практических работ с учётом технологических, эстетических, экологических и экономических требований;

-владеть инструментом и технологией художественной обработки дерева;

-выполнять элементы и мотивы орнамента в технике геометрической резьбы;

-проектировать простое изделие и изготовлять его;

-самостоятельно разрабатывать композиции для  резьбы и выполнять их на поверхности изделия;

-затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;

-организовать рабочее место, соблюдать правила безопасности труда.

-выполнять приёмы плосковыемчатой резьбы.

      Более качественному освоению содержания курса будут способствовать участие школьников в выставках, олимпиадах, конкурсах, ярмарках; выполнение ими общественно-полезных работ и заказов для дома, школы и других организаций.

       На заключительном этапе данного курса учащиеся должны выполнить самостоятельное творческое задание (проект).

  

5.2 Учебно-тематический план в 9 классе (34 часа)

 

         Наименование раздела, темы

всего

часов

  В том числе

теоретич.

практич.

Тема 1.История домовой резьбы

2

2

-

Раздел 1.Домовая резьба по дереву

10

2

8

Тема 2.Виды домовой резьбы

1

1

-

Тема 3.Организация рабочего места, материалы и инструменты для домовой резьбы по дереву

1

1

-

Тема 4.Технология пропильной домовой резьбы

8

-

8

Раздел 2.Плосковыемчатая резьба по дереву

12

3

9

Тема 5.Виды плосковыемчатой резьба по дереву

2

1

1

Тема 6.Организация рабочего места, материалы и инструменты для плосковыемчатой резьбы по дереву

1

1

-

Тема 7.Технология плосковыемчатой резьбы по дереву

9

1

8

Раздел 3.Творческий проект и его составляющие

10

2

8

Тема 8. Последовательность выполнения творческого проекта

1

1

-

Тема 9. Коллективный творческий проект

9

1

8

Итого

34

9

25

5.3 Содержание программы.

Домовая резьба по дереву.

Тема 1.История домовой резьбы

 Исторические корни развития резьбы по дереву в России.

Раздел I. Домовая резьба

Тема 2. Виды домовой резьбы

Народные традиции в домовой резьбе. Конструктивные особенности домовой резьбы в различных регионах России. Виды домовой резьбы: пропильная (сквозная), накладная, ажурная, геометрическая, плоскорельефная, рельефная, скульптурная, комбинированная; их применение в наружном и внутреннем декоре дома.

Тема 3. Организация рабочего места, материалы

и инструменты для домовой резьбы по дереву

Подготовка материалов, инструментов, оснастки и приспособлений. Планирование работы. Чтение графической документации. Приемы работы с использованием шаблонов и лекал.

 

Тема 4. Технология пропильной домовой резьбы

 

         Технологическая последовательность выполнения пропильной резьбы: выбор материала, разметка по шаблонам и лекалам, сверление отверстий ручным и электрифицированным инструментом, выпиливание внешнего контура и внутренних элементов, столярная и декоративная отделка изделий.

  Примерные практические работы: изготовление элементов домовой резьбы; изготовление причелин, полотенец, свесов, солярных знаков, наличников; оформление внутреннего пространства жилища в технике пропильной резьбы.

 

Раздел II. Плосковыемчатая резьба по дереву

Тема 5. Виды плосковыемчатой резьбы по дереву

Плосковыемчатая (геометрическая) резьба и ее виды: контурная, скобчатая (ногтевидная), морщинистая, комбинированная. Декоративные особенности резьбы. Элементы геометрической резьбы. Мотивы рисунков и орнаментов. Композиция в геометрической резьбе.

Тема 6. Организация рабочего места, материалы и инструменты для плосковыемчатой резьбы по дереву

Освещение рабочего места. Подготовка разметочного инструмента, ножа-косяка, аптечки. Подготовка учебной доски. Правила безопасной работы резчика по дереву.

Тема 7. Технология плосковыемчатой резьбы по дереву

Приемы и последовательности разметки резного поля. Приемы построения геометрических фигур, орнаментов, композиций. Техника резьбы: приемы хвата ножа-косяка, приемы работы на себя и от себя, приемы наколки и подрезки пирамидки. Выполнение отдельных элементов: сколышков, ромбов, бусинок, витеек, сот, треугольников, двугранных, трехгранных и четырехгранных выемок. Составление композиции из основных элементов. Отделка готовых изделий. Материалы и инструменты, применяемые при отделке. Приемы декоративной отделки резных изделий: морение, вощение, полировка.

        Примерные практические работы: разработка орнамента и композиции на бумаге; украшение резьбой плоскостных изделий: лопаточек, разделочных досок, рамок для фотографий; украшение резьбой объемных изделий: солонок, шкатулок.

 

 Раздел III. Творческий проект и его составляющие

 

Тема 8. Последовательность выполнения творческого проекта

 

I этап – Поисково-исследовательский

          1 шаг.  Поиск идей, проблем. Выбор темы предполагаемого проекта, с  учетом возможности его выполнения. Определение целей. 

          2 шаг.  Обсуждение идеи с друзьями, одноклассниками, родителями, учителями.

         3 шаг.  Сбор информации по теме проекта и обсуждение идей по его    выполнению.

 

4 шаг.    Выбор наилучшей идеи (темы) и ее исследование (сбор исторических и технических данных, экономическая и экологическая целесообразность).

5 шаг.   Утверждение темы творческого проекта. Составление плана работы.

ІІ этап – Конструкторско-технологический

  1 шаг.  Разработка конструкторской документации по теме проекта (рисунков, эскизов, схем, таблиц …);

  2 шаг.  Составление технологической документации – чертежей (чертежи с изделия), технологических или операционных карт;

  3 шаг.  Подбор материалов, инструментов, оборудования. Обсуждение с учителем  технологической последовательности изготовления проекта;

  4 шаг.  Изготовление опытного образца  проекта (при необходимости). Обсуждение его достоинств и недостатков;

  5 шаг.  Изготовление окончательного варианта проекта. Обсуждение с учителем. Устранение недостатков. Художественная отделка;

  6 шаг.  Планирование заключительного этапа.

III этап – Заключительный (Презентационный)

 

  1 шаг.  Подготовка проекта к защите. Разработка рекламного

               проспекта – товарного знака.

  2 шаг.  Письменное оформление проекта

  3 шаг.  Составление плана защиты проекта.

  4 шаг.  Защита (презентация) творческого проекта.

  5 шаг.  Оценка проекта. Выводы и предложения по дальнейшей   реализации проекта (выставки, олимпиады, фестивали;    музей, класс, мастерские, рекреации школы, спортзал, группа продленного дня,  детский сад;  для дачи, дома,  гаража; подарок; по заказам предприятий, фирм; в торговую сеть ...).

 

Тема 9. Коллективный творческий проект

«Город в песочнице»

Цель: Разработка и изготовление силуэтных фигурок для песочниц подшефного детского сада

 I этап -  Поисково-исследовательский

     1 шаг.  Обсуждение идеи, замысла.

     2 шаг.  Экскурсия в детский сад. Обсуждение идеи с воспитателями.

     3 шаг.  Поиск информации, исследование идеи.

     4 шаг.  Самостоятельная работа каждого учащегося по подбору рисунков

                   для силуэтных фигурок.

     5 шаг.  Обсуждение с учителем и одноклассниками наработанного

                   материала. Составление плана работы и планирование

                  следующего этапа.

II этап – Конструкторско-технологический

     1 шаг.  Составление эскизов, рисунков, технологических карт каждым

                   участником  своей «фигурки»

     2 шаг.  Подбор материалов, инструментов, оборудования. Обсуждение с

                   учителем технологию изготовления.

     3 шаг.  Изготовление каждым учеником опытного образца. Обсуждение с

                   учителем и одноклассниками его достоинств и недостатков.

                  Устранение замечаний.

     4 шаг.  Изготовление каждым учеником утвержденных образцов.

                Чистовая обработка и подготовка к декоративной отделке каждого

                   образца.

     5 шаг.   Отделка выжиганием с последующим покрытием бесцветным

                    лаком (с применением вытяжной вентиляции или на улице)

      6 шаг.   Обсуждение с учителем и одноклассниками проделанной работы.

                   Планирование заключительного этапа.

                     III этап – Заключительный (презентационный)

     1 шаг.  Организация выставки работ учащихся в школе

     2 шаг.  Проведение конкурса на лучшие силуэтные фигурки.

                   Комплектование игровых наборов из силуэтных фигурок для

                   различных возрастных групп детского сада.

    3 шаг.  Экскурсия в детский сад. Передача готовых наборов.

 

5.4 Методические рекомендации

 

         Методика преподавания курса «Деревянное зодчество и резьба по дереву» содержательно реализуется через систему различных упражнений, которые направлены на формирование специальных технико-технологических знаний, навыков и умений по выполнению элементов плосковыемчатой резьбы по дереву и заданий творческого характера. Эти задания для учащихся преподаватель выстраивает в соответствии с существующими дидактическими требованиями и технологиями выполнения резьбы по дереву.

         Последовательность выполнения творческих заданий предусматривает соблюдение дидактического принципа «от простого к сложному». Вначале школьникам предлагают выполнение трехгранных выемок, которые имеют углубление у вершины (две наколки, одна подрезка). Далее они выполняют трехгранные выемки с углублением в центре (три наколки, две подрезки), а затем элементы, для изготовления которых необходимы три наколки и три подрезки. При выполнении этих элементов следует обратить особое внимание на четкое и точное сопряжение трех наклонных плоскостей по трем линиям. Подрезку элементов резьбы школьники производят сначала поперек волокон, а затем вдоль и под углом к ним.

         Предлагаемые учащимся задания должны содержать не только вырезание элементов, но и составление композиций на основе трехгранной выемки с углублением на вершине треугольника. Процесс составления таких, школьникам следует показать практически.

         Необходимо уделить внимание анализу геометрической формы элементов резьбы для осмысленного понимания обучаемыми технологии разметки резного поля. Анализ учащиеся могут провести на основе имеющихся у них математических знаний.

         Для формирования эстетического вкуса учащихся, развития у них пространственного и образного мышления, реализации их способностей целесообразно давать задания творческого характера по разработке различных композиций геометрической резьбы.

         Учитывая, что трудовая деятельность в процессе освоения материала данного курса формирует личность школьника, следует акционировать внимание на воспитании у учащихся трудолюбия. Для формирования этого качества в ходе обучения необходимо предоставлять школьникам возможность для самостоятельного выбора способов и методов выполнения различных технологических операций.

 

5.5 Критерии оценки

 

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Познавательная активность

Отсутствие у учащегося интереса к расширению и углублению знаний.

Стремление к углублению знаний.

Стремление применять знания в новой ситуации и находить способы достижения целей своей деятельности.

Познавательная самостоятельность

Выполнение поставленной задачи предложенными способами; функционирование знаний на уровне припоминания и осмысления учащимися ранее изученного материала; анализ фактов для сознания цели действия и поиска способа его выполнения.

Самостоятельный выбор средств выполнения поставленной задачи и ее разрешение; обобщение и преобразование приобретенных знаний для решения поставленных задач; овладение способами применения усвоенных знаний как инструмента для решения поставленных задач.

Самостоятельная постановка задачи и выбор путей ее разрешения; определение потенциальных возможностей известного знания как инструмент для решения самостоятельно поставленной задачи; отбор и конструирование способов деятельности для решения задачи; приобретение опыта поисков деятельности.

Знания

Представление о традиционных видах ремесел и народных промыслах.

Представление о традиционных видах резьбы по дереву и способов художественной обработки древесины.

Знание отличительных способностей и характерных признаков различных видов резьбы по дереву, тенденциях развития техники и технологий художественной обработки материалов.

Умения и навыки.

Опыт творческой деятельности

Чтение графической документации, отображающей технологическую последовательность изготовления элементов плосковыемчатой резьбы по дереву в соответствии с требованиями технологического процесса.

Чтение графической документации, отображающей форму конструктивные особенности и технологическую последовательность изготовления элементов плосковыемчатой резьбы по дереву и композиции на их основе; практическое изготовление отдельных элементов плосковыемчатой резьбы по дереву и композиции в соответствии с требованиями технологического процесса; представление об основных способах декоративной отделки резных изделий.

Использование формы эскизного представления информации при создании композиции в технике плосковыемчатой резьбы по дереву и их практическое выполнение с учетом формы декорируемого материала и требований к качеству поверхности; выполнение декоративной отделки резных изделий традиционными для региона способами.

 

Заключение:

         В заключение стоит отметить, что учитель для ученика – образец знания, мудрости, справедливости и так будет до тех пор, пока сам учитель не даст ученикам повод для иных суждений. Учителю не нужно бояться отменять своих неправильных решений, авторитет от этого не  сколько не пострадает, если решение ошибочно, надо искать новые варианты, а не заставлять выполнять бессмысленную работу упрямо держась за свои неверные установки. Из личного опыта хочется отметить что, как бы не была интересна начатая работа, интерес к ней у подростков не может держаться достаточно долго. Поэтому желательно искусственно не растягивать работу над одним изделием. Работа над каждым последующим изделием должна становиться приобщением к чему-то новому на базе уже освоенных приёмов. Уже известное – не интересует.

         Хочется отметить, что художественная резьба по дереву,  на определённых этапах, не требует большого количества материала (его разнообразия), инструмента и специально оборудованного рабочего места. Преимуществом этого ремесла является так же отсутствие шума, это  означает, что ученики могут заниматься резьбой в семье, в городской квартире не  вызывая раздражения у окружающих, соседей.

         И в заключение процититирую слова  А.С.Макаренко «Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых всё удаётся и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах, которые умеют владеть вещами и командовать ими.

         И наоборот, всегда вызывают нашу жалость те люди, которые перед каждым пустяком становятся в тупик, которые не умеют обслуживать самих себя, а всегда нуждаются, то в няньках, то в дружеской услуге, то в помощи, а если им ни кто не поможет, живут в неудобной обстановке, неряшливо, грязно, растерянно».

 

Литература:

 

1.Богатырев Е.Е. Домовая резьба. – М.: Вече,2000.

2.Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба. – М.: Нива России, 1992.

3.Воронов В.А. Энциклопедия прикладного творчества. – М.: Олма-Пресс, 2000.

4.Глозман А.Е.  Глозман Е.С.      Школа резьбы по дереву. – М.: ЭКСМО, 2007. – 144 стр.: ил.

5. Глозман А.Е., Глозман Е.С., Ставрова О.Б.,Хотунцев Ю.Л.

Технология. Технический труд. 5 кл.: Учеб. Для гор. общеобразоват. Учреждений. – М.: Мнемозина, 2004. – 223 стр.: ил.

6.Программы общеобразовательных учреждений твоя профессиональная карьера 8-9 классы. Под ред. Чистикова С.Н. 2-е издание. – М.: Просвещение, часть 5, 92 стр.

7.Петров Н.А. Домовая резьба. 60 трафаретов прорезной резьбы. – М.: Нива России, 2000.

8.Симоненко В.Д. Основы технологической культуры. – М.: Вентана-Графф,1998г. 68 стр.

9.Савенков А.М.     Психологические основы исследовательского подхода к обучению. Учебное пособие.  – М.: «Ось-89», 2006. 480 стр. (ГЕС)

10.Сборник программ курсов по выбору и элективных курсов по технологии для предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Под ред. .Проф. С.В. Кондратьева. – 2-е изд.

Стереотип. – М.: Глобус, 2007, - 232 стр.

11. Федотов Г.Я. Волшебный мир дерева: книга для учащихся старших классов. – М.: Просвещение, 1987.

12. Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д.   Программы общеобразовательных учреждений. Технологическое и трудовое обучение 1 – 4, 5 – 11 классы. – М.: Просвещение,6-е издание, 2007, 240 стр.

13.Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – М.: Просвещение, 1981.

14. Художественная резьба по дереву. Составитель Мольнар А.А. – М.: Спектр Сезам-Маркетинг, 1998. – 288 стр.

15.Хворостов А.С., Хворостов Д.А. Художественные работы по дереву. Макетирование и разное дело: учебно-методическое пособие. – М.: Владос, 2002.

16.Шемуратов Ф.А. Выпиливание лобзиком. – М.: Легпромбытиздат, 1992.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

skhema1

Схема 1

risunok 1risunok 1.1

Рис.1

risunok 2risunok 2.1

Рис. 2

risunok 3risunok 3.1

 Рис. 3

risunok 4risunok 4.1

Рис. 4

risunok 5risunok 5.1risunok 5.2

Рис.5 

risunok 6risunok 6.1

Рис. 6

risunok 7risunok 7.1

 Рис. 7

risunok 8

Рис.8